Если кто-либо из читателей является моим подписчиком, то наверняка знает, что помимо маркетингового консультирования, я занимаюсь преподавательской деятельностью в местном колледже на кафедре философии. И возможно кто-то из Вас знает, что я в качестве одного из своих хобби играю на ударных инструментах в ансамбле, состоящем из преподавателей данного колледжа.
Удивлены? Чтож, каждый сходит с ума по-своему. Но не об этом речь.
Как-то раз пришла кому-то из наших музыкантов в голову идея создать сайт нашего ансамбля, причем не "для мебели", а с исключительно промоушинговой целью. Вот захотелось нам популярности в нашем округе и точка. Идея была очень оригинальна: данный сайт вполне потянул бы коммерческую и рекламную нагрузку, так как у каждого из музыкантов был собственный электронный бизнес, а тексты песен представляли собой переложенные на стихи наши статьи с полезными советами, как правило, для руководителей корпоративных подразделений.
Удивляетесь еще больше?
Не отвлекайтесь. Продавая билеты на наши концерты, мы извлекали дополнительную прибыль, а публика собиралась весьма платежеспособная. Таким образом, не отрываясь от работы, мы получили возможность собственного творческого развития и отдыха от душных офисов и строгой деловой атмосферы.
Естественно, основную часть потенциальных клиентов для наших музыкальных упражнений составляли владельцы электронного бизнеса, проживающие и работающие неподалеку от Оттавы и в самом городе, поэтому наличие сайта для нашего ансамбля никому из нас не повредило бы. Вопрос был только в том, что все были людьми очень занятыми и выделить время для такой работы оказалось настоящей проблемой. Пришлось брать инициативу в свои руки.
Сразу хочу сказать, что сайт нашего ансамбля, безусловно, не является моим лучшим творением, точно так же как и гениальным произведением искусства в области электронного бизнеса. Вместе с тем, несмотря на то, что я был чертовски занят, знание нескольких ключевых моментов разработки коммерческого сайта, примененное в данном случае, позволило даже этому ресурсу-недотепе обеспечить нам весьма приличные "гонорары". Об этих-то основных узловых моментах я и собираюсь рассказать Вам в настоящей статье.
И еще одно вводное замечание: то, что я разрабатывал сайт ансамбля в редакторе FrontPage не говорит о том, что я люблю эту программу. Я стараюсь по возможности с ней не связываться, но мне пришлось ее использовать по двум причинам:
- я был слишком занят для того, чтобы найти время на работу с серьезным редактором. Моей задачей было создать сайт как можно быстрее. Набор шаблонов, имевшийся в стандартном пакете поставки FrontPage (или, как они их сами называют, тем), позволил мне свести время технической работы к минимуму;
- поскольку преподавая основы Web-дизайна так сказать, для самых маленьких, я читаю несколько лекций по разработке простейшего сайта в простейшем редакторе (каким и является FrontPage), сайт нашего ансамбля должен был стать чем-то вроде наглядного пособия для моих студентов.
Последнее обстоятельство, естественно, является более важным, нежели первое. Ибо одной из задач указанных лекций является демонстрация того, как разработанный в простейшем редакторе (для экономии времени) коммерческий сайт надлежит в дальнейшем оптимизировать для маркетинговой и промоушинговой работы. Лично я использую для этой оптимизации текстовый редактор TextPad, что и Вам рекомендую.
Итак, рассмотрим основные маркетинговые компоненты, отталкиваясь от которых следует разрабатывать любой коммерческий сайт.
1. Работа с текстом.
На самом деле наиболее важный компонент любого коммерческого сайта - это слова. Слова, подчиненные цели ресурса. Наш ансамбль не является профессиональным в полном смысле этого слова. Поэтому в задачу указанного сайта не входил поиск возможностей по организации десятков концертов каждый день. Все мы - люди рабочие и играем лишь в свое удовольствие. Одного концерта в месяц вполне достаточно. Никаких фанклубов и пропаганды. Посему задачей нашего сайта является не только привлечение внимания посетителей, но и предоставление им веских причин для того, чтобы они заполняли определенные формы на страницах нашего ресурса.
Для того, чтобы этого добиться, я сосредоточил свои усилия в оформлении сайта не на ансамбле, а на посетителях. Ибо, как показывает не только статистика, но и мой личный опыт, большинство коммерческих сайтов, когда дело доходит до демонстрации потребительских выгод и преимуществ, терпят полный крах. Они, как правило, всецело сосредоточены на характеристике товаров и услуг, самой компании и т.п.
Словом, на чем угодно, но только не на посетителях, их нуждах, желаниях и потребностях. В работе над нашим ресурсом мне хотелось избежать подобного положения дел. Несмотря на то, что сайт имел во многом корпоративный характер, самым важным его аспектом оставались те, на кого он был ориентирован - организаторы зрелищных мероприятий для деловых людей.
Естественно, ансамбль - вещь творческая, относящаяся к области искусства. Поэтому мне пришлось акцентировать определенное внимание на том, какие усилия мы прилагаем для того, чтобы продать как можно билетов на наши концерты, откуда мы черпаем в себе силы для творчества и какие таланты имеются у каждого из нас. Но вместе с тем, основное внимание я уделил тому, какие выгоды и преимущества дают наши концерты тем, кто возьмется за их организацию и проведение.
К примеру, на главной странице нашего сайта имелся такой текст:
"В лучших традициях Beatles и Blue Rodeo наш ансамбль под названием Divided Highway сделает Ваше мероприятие с нашим участием незабываемым. Ваши гости и посетители Ваших шоу полюбят Вас за то удовольствие, которое мы сможем им доставить! Наши выступления не только потрясающи с музыкальной точки зрения, они еще весьма информативны и познавательны для деловых людей. Подумайте только, как Ваши постоянные посетители и гости начнут Вас уважать за те потрясающие возможности, которые Вы им предоставите, пригласив их на концерт нашего ансамбля!"
2. Работа над структурой и организацией сайта.
Совершенно очевидно, что основной задачей сайта нашего ансамбля является заставить посетителя приобрести билет на наш концерт или организовать наше выступление, в зависимости от того, к какой категории относится тот или иной посетитель. С этой целью вверху каждой страницы я разместил ссылки, ведущие на страницу, содержащую нужную форму, заполнив которую, посетитель выполнял свою задачу. Все же внешние ссылки (баннеры, реклама других ресурсов и т.п.) оформлены таким образом, что открываются в отдельном окне (чтобы не уводить посетителя с нашего сайта).
Для организации надлежащего вида страниц сайта, я ориентировал его на наиболее популярное разрешение экрана - 800 х 600 и отцентрировал, что предотвращает в большинстве случаев горизонтальную прокрутку страниц. Для упрощения системы навигации вверху и внизу каждой страницы были расположены навигационные панели. Кроме того, под каждым из текстовых фрагментов я вставил ссылку "Наверх", нажав на которую пользователь мог быстро попасть в начало страницы.
Для того, чтобы сайт не выглядел "мертвым" и наглядно демонстрировал, что за ним стоят живые люди, я разместил на нем несколько фотографий ансамбля в действии и отдельно - фотографию каждого из музыкантов. Поскольку Всемирная Паутина является визуальным средством информации, единственное средство, позволяющее наглядно продемонстрировать тех, кто стоит за сайтом - это фотографии.
Если Вы - провайдер какого вида услуг, разместите на своем сайте фотографии клиента до и после приобретения Ваших услуг (естественно, между ними должна быть видна потрясающая разница). Если Вы продаете программное обеспечение, разместите на страницах с описанием программных продуктов скриншоты, отображающие Ваши программы в действии. Иными словами, всячески стремитесь наглядно показать потенциальному клиенту то, что Вы ему предлагаете. Но не следует злоупотреблять фотографиями и картинками. Не перегружайте сайт "неподъемной графикой", которая не принесет Вам ничего кроме потери посетителей, если страницы будут слишком долго загружаться в браузере.
Основная задача визуализации товара - установление доверительных отношений между Вами и Вашими потенциальными клиентами. Пользователи Сети Вас не знают и совершенно закономерно воспринимают Вас в первую очередь как мошенника, спрятавшегося за анонимностью Всемирной Паутины. Для того, чтобы преодолеть такое отношение к Вам и психологический барьер в сознании потенциального клиента, Вам придется изрядно постараться. И неоценимую помощь здесь Вам окажут именно фотографии и другие графические изображения.
Кроме того, я разместил почтовые адреса, адреса электронной почты и телефоны каждого музыканта внизу каждой страницы нашего сайта. Этим самым я наглядно продемонстрировал всем посетителям, что мы существуем на самом деле и каждый может с нами связаться и пообщаться. Согласитесь, не характерно для мошенников, пытающихся спрятаться от публики.
3. Работа по оптимизации сайта.
Как только я закончил работу над раскладкой и оформлением сайта, я посетил наиболее известные поисковые системы и при помощи таких ключевых слов как "рок группа", "ансамбль", "рок-музыка", "концерты", "организация концертов", "продажа билетов на концерты" и т.п. отыскал наиболее популярные сайты рок-групп и приступил к детальному их анализу. В первую очередь меня интересовали их мета-теги, расположение в текстах и заголовках ключевых слов и взаимосвязь всего этого с релевантностью сайтов. Для выполнения данной работы я пользовался рядом бесплатных инструментов и сервисов.
Получив результаты такого анализа, я оптимизировал мета-теги и заголовки, включив в них необходимые ключевые слова и фразы, а также отредактировав необходимым образом и сами тексты, размещенные на страницах. А затем разместил наш сайт в Сети и зарегистрировал в основных поисковых системах с определенными параметрами: географической принадлежностью (ибо нас интересовали лишь посетители, проживающие в нашем округе) и тематической принадлежностью (в категории рок-музыки) и соответствующих каталогах.
На этом работа была в принципе закончена. И знаете что? Сайт помог нам существенно расширить количество наших поклонников и продюсеров. Надеюсь, что прочитав данную статью, Вы ухватили те ключевые моменты работа над любым коммерческим сайтом, которые я пытался до Вас донести.
Покончив с работой над сайтом, я продолжил свою консультационно-маркетинговую работу и… занятия рок-музыкой. Оба вида деятельности приносят мне примерно одинаковое удовольствие и одинаковый успех.
Михель Фортин - широко известный специалист в области копирайтинга и профессиональный консультант, чьей задачей является превращение любого бизнеса в мощный магнит, притягивающий клиентов и прибыль в неограниченных количествах. Михель Фортин - автор книги "10 заповедей мощного позиционирования" и бесплатной рассылки "Пилюля прибыли".
www.SuccessDoctor.com